ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПРИВЫЧКИ БЕЗОПАСНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Ребенок дошкольного возраста большую часть своего времени проводит в игре, где он в доступной форме получает основные навыки безопасного поведения в различных сферах деятельности. Важно, чтобы и сама игра была для ребенка безопасной: безопасность игрушек и оборудования, техника безопасности во время игр различной подвижности, четкое соблюдение правил игры.
Игровая деятельность в трудовом воспитании предполагает выполнение определенных трудовых действий/усилий с предметами, орудиями труда и др. Важно, чтобы такая игра приносила не только положительные эмоции, но и способствовала сохранению, укреплению здоровья. В связи с этим взрослым необходимо создать максимально безопасные условия для организации и проведения игр.
Примерный алгоритм организации игр:
• выбор игры и места ее проведения;
— определение условий и количества игроков;
— подготовка атрибутов игры;
— ознакомление детей с целью и содержанием игры;
— знакомство с ходом, правилами игры и правилами техники безопасности во время ее проведения;
— анализ и обсуждение результатов игры, подведение ее итогов.
Пример организации игры «Собери игрушки».
№ | Алгоритм организации игровой деятельности |
ДОУ | семья |
1 | Выбор игры и места ее проведения |
Групповое помещение | Детская комната |
2 | Все участники игры | Определение условий и количества игроков |
— по окончании свободной / самостоятельной игровой деятельности; — все принимающие участие в игре дети. |
3 | Подготовка атрибутов игры |
Корзина/коробка для игрушек | Корзина/коробка для игрушек (количество зависит от количества присутствующих игрушек |
4 | Ознакомление детей с целью и содержанием игры |
Цель: организация порядка в групповом помещении. Содержание: необходимо быстрее всех собрать максимальное количество игрушек в корзину и расставить их на соответствующие полки в шкафу (воспитатель фиксирует результаты игроков). |
Цель: организация порядка в детской комнате. Содержание: необходимо собрать игрушки, рассортировать их по полкам / ящикам в соответствии с категориями (детали конструктора, куклы, мелкие игрушки, кубики и др.). |
5 | Знакомство с ходом, правилами игры и правилами техники безопасности во время ее проведения |
Ход игры: — определение ролей игроков: «охотники за игрушками» — собирающие и расставляющие на полки игрушки, «силачи» — перемещающие корзину по групповому помещению к полкам стеллажа / шкафа; — распределение играющих на команды (отличительным признаком может быть цвет корзины); — знакомство с правилами игры: «охотники за игрушками» быстро собирают игрушки в корзину, «силачи» несут корзину к шкафу / стеллажу, вместе расставляют игрушки на полки; — правила игры и техники безопасности: быть аккуратными, передвигаться спокойно — бег не допускается, не толкать друг друга, не мешать, не отбирать игрушки у участников игры другой команды. Для детей 3—4 года жизни имеет место упрощение правил игры и хода игры в форме совместно распределенной деятельности (часть действий выполняют малыши, часть — педагог, показывая личным примером образец исполнения трудовой операции). |
Ход игры: — определение ролей (чем будет заниматься ребенок, чем взрослый); — знакомство с правилами игры и техникой безопасности в ходе ее проведения: по сигналу взрослого нужно собрать игрушки в корзину / коробку и расставить на полки шкафа / стеллажа в соответствии с их принадлежностью. Необходимо быть аккуратным, передвигаться спокойно, выполнять трудовые действия совместно со взрослым, слушать его поручения. |
6 | Анализ и обсуждение результатов игры, подведение ее итогов |
Педагог оценивает деятельность детей, анализирует расстановку игрушек на полках, при необходимости перемещает игрушки на другие полки, уделяет внимание каждому ребенку, поощряя его (Маша, молодец, собрала все кубики, а Сережа помог Маше нести корзину и расставлять кубики на полке…), благодарит детей за порядок в игровой комнате. |
Родители оценивают деятельность ребенка, анализируют качество уборки, при необходимости подсказывают малышу места хранения конкретных игрушек, благодарят за помощь ребенка (какой(ая) ты молодец, настоящий(ая) помощница, я без тебя бы не справился(ась), получилось гораздо быстрее навести порядок в комнате, спасибо тебе большое, игрушки рады находиться на своих местах, в своих домиках и тоже говорят тебе спасибо). |